In France, the censorship of pro-Palestinian positions is particularly severe, with antisemitism accusations increasingly being used by the far right. But behind the current wave of repression lies a set of attitudes that are neither new, nor exclusively rightwing.
Между молотом и наковальней
Журналисты в Мексике подвержены угрозам и со стороны коррумпированного государства, и со стороны жестоких картелей; иногда нельзя доверится даже коллегам-журналистам, пишет Дункан Такер.
«Я надеюсь, что правительство всё-таки не поддастся авторитарному искушению заблокировать интернет и не начнёт арестовывать активистов», ― рассказывает журналу «Индекс на Цензуру» мексиканский блоггер и активист Альберто Ескорция.
Совсем недавно Ескорция и несколько раз угрожали из-за публикации статьи про недавние беспорядки в стране. Вскоре угрозы усилились. Чувствуя себя в ловушке, совсем незащищённым, он начал планировать побег из страны.
Многие обеспокоены свободой слова в Мексике. Экономический застой, свободное падение валюты, бесконечная кровавая война с наркотиками, совершенно непопулярный президент при власти и новоизбранная воюющая администрация Дональда Трампа через границу – все эти факторы создают тяжёлое положение в 2017.
Самая большая проблема – это сам президент Мексики. Четыре года правления Энрике Пенья Ньето принесли вялый экономический рост. Возродилось насилие и коррупционные скандалы. В январе этого года уровень поддержки президента стремительно упал до 12%.
Но когда журналисты попытались дать отчёт про работу президента и его политику, на них началась охота. Например, 2017 год начался с интенсивных протестов, вызванных 20% повышением цен на бензин. В дни протестов, блокад, мародёрств и противостояний с полицией было убито, как минимум, 6 человек и больше чем 1,500 арестовано. Комитет по Защите Журналистов сообщил, что полиция избила, пригрозила или временно задержала по крайней мере 19 репортёров, которые освещали в СМИ беспорядки в северных регионах Коахуйлы и Бая Калифорнии.
Новости не только скрывали, но и подделывали. Массовая истерия охватила Мехико, когда легионы троллей в «Твиттере» подстрекали к насилию и распускали ложную информацию про дальнейшие грабежи, что послужило причиной временного закрытия приблизительно 20,000 объектов малого бизнеса.
«Никогда не видел Мехико таким», ― по телефону докладывает Ескорция из своего столичного дома. «Полиции больше обычного. Вертолёты пролетают каждый час и постоянно слышны сирены. Хотя в этой части города не было никакого мародёрства, люди думают, что оно повсюду».
Последние семь лет Ескорция занимался расследованием применение троллей в Мексике. Он убежден, что поддельные учётные данные в «Твиттере» были применены для распространения страха, дискредитации и
отвлечения внимания от реальных протестов против повышения цен на бензин государственной коррупции. Он сообщил, что обнаружил приблизительно 485 аккаунтов, со страниц которых людей неоднократно подстрекали «грабить Вол-Март».
Сначала они призывают людей грабить магазины, потом они требуют наказать мародёров и зовут армию на место происшествия», ― объясняет Ескорция. «Это весьма деликатный вопрос, потому что такими действиями можно спровоцировать цензуру интернета или арест активистов». Он добавил, что за плечами нынешней администрации уже есть одна неудачная попытка установить легитимные законы для блокировки доступа в интернет во время «критических для общественности или национальной безопасности событий».
Несколько дней после того, как хештег «грабить Вол-Март» разлетелся по интернету, Бенито Родригес, хакер, проживающий в Испании, рассказал мексиканской газете «Эль Финансиеро», что эму оплатили раскрутку этой темы. Родригес сознался, что он иногда работает на правительство Мексики и что «возможно» именно этот субъект оплатил ему подстрекательство к мародёрству.
Администрацию Пенья Ньето уже давно подозревают в использовании троллей для политических целей. В интервью с «Bloomberg» в прошлом году хакер из Колумбии, Андрес Сепульведа подтвердил, что с 2005 года его нанимали для влияния на результат девяти президентских выборов в Латинской Америке. В том числе и выборы в Мексике 2012 года, когда, согласно его заявлениям, команда Пенья Ньето заплатила ему, чтобы взломать переписку двоих ближайших противников их кандидата и вывести 30-тысячную армию твитер-ботов для манипуляции актуальными темами и нападения на других кандидатов. Администрация президента официально отвергла какие-либо отношения с Сепульведой.
Мексиканским журналистам также постоянно угрожают жестокие картели. Занимаясь исследованием для своей последней книги «Narcoperiodismo» («Нарко-журнализм»), учредитель газеты «Риодоче» Хавьер Вальдес был ошарашен, каким обыденным теперь стало присутствие картельных шпионов и осведомителей в редакционных отделах новостей местных газет.
Сепульведа заявил, что с 2005 года его нанимали для влияния на результат девяти президентских выборов в Латинской Америке
«Серьезный журнализм с соответствующей этикой очень важен во времена конфликтов, но, к сожалению, журналисты тоже замешаны в наркобизнесе», – рассказал он «Индексу на Цензуру». «Это еще более усложнило нашу работу; теперь нам нужно защищаться и от политиков, и от наркодельцов, и даже от других журналистов».
Вальдес прекрасно знает, как опасно нарушать свои полномочия. «Риодоче» базируется в знойном штате Синалоа, где экономика вращается вокруг наркоторговли. «В 2009 кто-то бросил гранату в офис «Риодоче», но она принесла только материальный ущерб», – рассказал он. «Мне часто звонили, приказывая остановить расследование конкретных убийств или действий наркобоссов. Мне приходилось скрывать важную информацию, чтобы мою семью не убили. Мои источники были убиты или исчезли … Правительству нет никакого дела до этого. Они ничего не предпринимают, чтобы нас защитить. Сколько уже было случаев и все это продолжается».
Несмотря на то, что мексиканские журналисты стыкаются с одинаковыми проблемами, Вальдес сокрушается, как мало солидарности между ними и как мало поддержки от общества в целом. Более того, поскольку Мексика готовится к предстоящим президентским выборам в следующем году и продолжает борьбу с экономическими проблемами, он опасается, что давление на журналистов только усилится, с тяжелыми последствиями для страны.
«Опасность для общества и демократии очень серьезная. Журнализм может значительно влиять на демократию и социальное сознание, но когда нам со всех сторон угрожают, наша работа никогда не будет такой, какой должна быть», – предупреждал Вальдес.
Без радикальных изменений, будущее для Мексики и ее журналистов выглядит еще более мрачным. Он добавил: «Я не вижу общества, которое вступилось бы за своих журналистов или само стало на их защиту. Никакая бизнес-структура не финансирует проектов «Риодоче». Если бы мы обанкротились или закрылись, никто ничего бы не сделал [чтобы помочь]. У нас нет союзников. Нам нужно больше публичности, больше подписчиков и моральной поддержки, но мы сами по себе. Мы долго не продержимся в таких условиях».
Находясь практически в такой же сложной ситуации, Ескорция делится таким же чувством экстренности, но все же остается дерзким, сообщая в «Твиттере» после недавних угроз: «Это наша страна, наш дом, наше будущее и только вещанием мы можем ее спасти. Рассказать правду, объединить людей, создать новые средства массовой информации, поддержать уже существующие, заставить общество захотеть критически посмотреть на ситуацию. Вот как мы действительно можем помочь».
Слушайте интервью с Дунканом Такером в подкасте «Индекса на Цензуру» на SoundCloud.
Published 23 January 2018
Original in English
Translated by
Anna Walden
First published by Index on Censorship (Spring 2017)
© Duncan Tucker / Index on Censorship / Eurozine
PDF/PRINTNewsletter
Subscribe to know what’s worth thinking about.
Related Articles
In 2022, Shahd Abusalama, a Palestinian academic working in the UK, was suspended from her teaching position on antisemitism charges. Here she recalls the defamation campaign against her and discusses how her case reveals the structural vulnerability of Palestinians in the West.